Центр
Журнал
Обучение
Вопросы
Остались вопросы?
обучение, работа и жизнь в японии
Главная / Статьи / Бюджетные путешествия по Япония: электричка

Бюджетные путешествия по Япония: электричка

За первые 4 года в Японии я объездила Хонсю, Хоккайдо и Сикоку. Большинство поездок были очень бюджетными – по проездным 青春18きっぷ (Seishun-jyuuhachi-kippu). Сначала по причине, понятной многим студентам в Японии – арубайто приходится совмещать с учёбой, а заработанных денег после оплаты обучения, квартиры и коммунальных услуг на развлечения почти не остаётся. Потом просто потому, что у путешествий на электричках есть свои очевидные плюсы, которые никак не променяешь на билет «синкансэна».

Проездные позволяют в течение 5–7 дней объехать пол-Японии на медные деньги – со скоростью обычной электрички и с настроением первооткрывателя.

 

 

Моё первое путешествие. «Следующая станция — Саппоро»

Маршрут: Токио – Ниигата – Акита – Аомори – Хакодатэ – Оонума – Тоя – Саппоро – Асахикава – Биэй – Саппоро – Аомори – Мацусима – Сэндай — Токио.

Поездка пришлась на сезон летних праздников. Самое подходящее время для путешествий по Японии, потому что за один день можно посмотреть несколько праздников в разных городах, проехав при этом довольно приличное расстояние.

Путешествие начинается с ночного поезда Токио-Ниигата. На руках у нас 北海道東日本パス(Hokkaido Higashi Nihon Passu), аналог 18-kippu, и с небольшой доплатой до утра мы добрались до Ниигаты. Позавтракав, на первой же электричке отправились вдоль западного побережья Хонсю по направлению к Аомори.

Западное побережье – сплошь рыбацкие деревушки, в которых за последние пару веков мало что изменилось. Как правило, по проездным маршрут выстраивается так, что доезжаешь до конечной, пересаживаешься на следующий поезд и также едешь до конечной. На очередной пересадке иногда приходится бежать на соседнюю платформу, потому что следующий поезд отправляется через 2 минуты, а иногда есть час-два на то, чтобы купить о-бэнто, пообедать на берегу моря и прогуляться по деревне.

Это главный плюс путешествий на электричках – можно выйти в любом понравившемся месте и по пути из пункта «А» в пункт «В» побывать во множестве городков и деревень. Увидеть, как чинят сети рыбаки, чем кормят своих совсем не городских кошек, услышать множество диалектов и узнать уйму легенд о местных достопримечательностях.

 

 

После обеда мы уже были в городе Акита. Там проходил один из самых красивых летних фестивалей — Канто-мацури. По улицам города проносят огромные конструкции из бумажных фонариков — Канто. Проходят конкурсы, в которых представители нескольких команд пытаются удержать шесты с Канто на лбу, на ладони одной руки, забираясь друг другу на плечи и выстраивая живую пирамиду. У публики задача иная – вовремя уворачиваться от падающих на голову фонарей и перекладин, если вдруг ветер или мастерство подведут конкурсантов.

У нас нет времени смотреть фестиваль до конца, поэтому вечером мы уезжаем в Аомори – на Нэбута-мацури, который каждый год посещают более трёх миллионов человек. Здесь бумажные подсвеченные платформы уже нескромных размеров – 9 х 5 х 8 метров, они сделаны в форме различных персонажей и изображают сцены из древнейших легенд и представлений театра Кабуки. Мне довелось побывать на множестве летних фестивалей, но Нэбута-мацури уверенно возглавляет мой личный рейтинг.

 

 

Ближе к полуночи мы выходим за кулисы праздника, садимся на паром до Хакодатэ, и в ближайшие несколько дней такими же темпами объезжаем восточную половину Хоккайдо. Возвращаемся из Саппоро на ночном поезде, который проезжает по тоннелю на самом дне моря. До Токио едем по противоположной, восточной стороне Хонсю. По пути проезжаем пострадавшие от цунами районы и прекрасный городок Мацусима, который совершенно незаслуженно присутствует в тройке лидеров рейтинга «Самые унылые достопримечательности Японии». Совет дня: не верьте рейтингам, путешествуйте и составляйтесвои собственные.

Ссылки:

 

 

Путешествие второе. «Токио – Сикоку — Хиросима»

Маршрут: Токио – Киото — Химэдзи —  Анабуки — Токусима — Такамацу — Мэгидзима — Окаяма — Хиросима — Миядзима — Фукуяма — Атами — Токио

В Кансай и на остров Сикоку едем по 18-kippu. Самый популярный маршрут – это «ТокиоКиото», поэтому надо будет приготовиться стоять в поезде от конечной станции до конечной и забыть о том, что вежливые японцы выстраиваются в очередь перед входом в вагон. Как только двери открываются, толпа путешественников 18-kippu выбегает из вагона и врывается в двери следующего поезда, все снося на своём пути – лишь бы побыстрее занять места. Неплохой повод, чтобы расстаться с некоторыми стереотипами о японцах.

В Киото мы уже после обеда. У нас есть целый вечер для прогулки по набережной и ужина на Pontocho. На предпоследней электричке доезжаем до Химэдзи, чтобы с утра прийти на экскурсию в местный замок. В обед мы пересекаем самый длинный мост в мире, который соединяет Хонсю и Сикоку.

 

 

На следующий день у нас запланирован крупнейший летний фестиваль Сикоку – Ава-одори. Этим летом на острове рекордная жара, поэтому терпения хватает ещё на пару дней, а после, побывав напоследок на Мэгидзима и в пещере Момотаро, возвращаемся на Хонсю.

У нас по плану обратные электрички до Токио, но в последний момент мы бронируем гостиницу и уезжаем в Хиросиму и дальше на остров Миядзима, а уже на следующий день загораем на пляже в Атами и вычёркиваем из памяти очередной стереотип «Японцы не купаются в море на обон». Обон в разгаре, но на пляже в Атами самый что ни на есть купальный сезон.

 

 

Япония по расписанию

Путешествия без плана и налегке – это романтично и здорово, но когда бюджет ограничен, а пункт назначения находится на другом острове, то за день хочется успеть как можно больше. Я видела много разных путешественников с бюджетными вариантами, и самые удачные поездки складывались у тех, кто мог чётко спланировать маршрут. У меня были поездки и с почасовым планом и без. И вот к каким выводам я пришла.

Плюсы чёткого планирования:

  1. В Японии довольно точное расписание поездов, и опоздания случаются редко. Это позволяет спланировать день в дороге так, чтобы успеть хотя бы на последнем поезде добраться именно в пункт назначения, а не остаться на полпути в забытой всеми японскими богами деревеньке. На станции ночевать, может быть, романтично, но на следующий день уже точно не будет энергии наслаждаться жизнью, искать на пляже окаменелые «скелеты» морских звёзд и плавать с рыбаками за свежим уловом.
  2. Знание того, где ты окажешься вечером позволяет заранее забронировать гостиницу. Лучше спокойно дойти до гостиницы и пораньше лечь спать, чем ещё полночи обходить все отели, хостелы и манга-кафе в поисках ночлега. 
  3. А ещё хороший план иногда помогает сэкономить на гостиницах. Например, в поездке Токио – Хоккайдо 2 ночи можно переночевать в пути – 1 ночь из Токио в Ниигата на ночном поезде + 1 ночь на пароме из Аомори в Хакодатэ. Получается, что остановиться в гостинице надо будет уже только на Хоккайдо. 
  4. Вдалеке от крупных городов электрички ходят не очень часто. Расписание позволяет выделить на прогулку необходимое время и успеть на поезд. Стоит опоздать на несколько минут, и следующего поезда, возможно, придётся ждать 2 часа. 
  5. Расписание позволит чередовать активный ритм с релаксацией в онсэнах. Поначалу жадность до впечатлений заставляет от рассвета до полуночи переезжать от одного города к другому, но со временем понимаешь, что бюджетные путешествия очень утомляют. Один день на горном курорте между двумя продолжительными забегами в поисках японских чудес вернут силы и позволят не растерять удовольствие от каникул.

 

 

Подсказки в пути

«Станционные о-бэнто»

  • В каждой префектуре есть не только свои знаменитые фрукты-овощи и традиционные блюда, но и популярные о-бэнто. JR-путешественники стараться покупать такие обеды и с удовольствием делятся информацией с желающими. Ищите блоги по ключевым словам «населённый пункт + 駅弁 (ekiben)». Рейтинг популярных «станционных» о-бэнто и поиск по островам и префектурам здесь.
  • А самые знаменитые о-бэнто, новинки на различных станциях, а также информация о самых удачных сувенирах, которые вы сможете там же приобрести здесь.

 

 

«Неиспользованные билеты»

  • Вы покупаете 18-kippu за 11 850 йен (5 билетов на 5 дней). Это 2 370 йен за 1 билет, но по отдельности они, к сожалению, не продаются. Что делать, если вы вернулись домой чуть раньше, и у вас на руках остались 1-2 билета? Их можно продать, но не на станции JR, а в 金券ショップ(Kinken-shoppu).
  • Стоимость их будет уже, конечно, ниже 2 370 иен за штуку. Цена в одном магазине будет отличаться от другого, кроме того, она зависит от количества дней до истечения «срока годности» билетов. Так пару билетов можно продать за 3 500 йен в одном магазине или всего за 1 500 йен в другом.

 

 

Общая информация о проездных

  • Информация о 18-kippu. Самая нужная информация – время продаж (проездные не продаются круглый год) и виды транспорта, на которых возможно использование билетов без доплаты. Даты продаж могут меняться.
  • Информация о Hokkaido Higashi Nihon Passu. Обратите внимание на табличку, в которой сравнивают этот проездной и 18-kippu. Этот проездной намного дешевле, путешествовать можно в течение 7, а не 5 дней. За небольшую доплату можно воспользоваться экспрессом. Для путешествий в сторону Хоккайдо выгоднее брать именно этот проездной.