Центр
Журнал
Обучение
Вопросы
Остались вопросы?
обучение, работа и жизнь в японии
Главная / Интервью / Роман Афанасьев — Работа волонтёром помогает лучше понять японцев

Роман Афанасьев — Работа волонтёром помогает лучше понять японцев

Волонтёром в Японию, gaku.ru

фото для интервью предоставила организация NPO 法人野外遊び喜び総合研究所

Как получилось, что ты стал волонтёром?

В моей ситуации это скорее счастливая случайность. Увидел объявление о наборе волонтёров в группе «Профессия Японист», быстро подал заявку, а уже через несколько часов оказался на общем собрании вожатых японского лагеря "Абарэмбо" в пригороде Токио. Если разбираться в ситуации, то можно отметить следующее — совпало два главных момента: огромное личное желание и возможность


А волонтёры в Японии это обычная практика?

Да, в Японии этот институт хорошо развит. Можно, например, поработать гидом в местном музее, так делают японцы в возрасте, или же отправиться на ликвидацию последствий стихийных бедствий разбирать мусор после тайфуна, землетрясения, паводка - это работа для людей помоложе, физически крепких. Но стать волонтёром может далеко не каждый хотя бы потому, что в данный момент нужны именно деньги. Когда наши студенты в Японии отказывается от условно бесплатной работы в пользу арубайто в кафе за 1000 иен в час, я это прекрасно понимаю. Но всё же хочу сказать, что иногда опыт ценнее денег. А в моём случае, 4 дня работы в качестве вожатого, и вовсе бесценны.


Есть мнение, что волонтёры — это такая бесплатная рабочая сила. Тебя не смутило, что за этот труд не заплатят?

О, нет. Ни в коем случае. Если честно, то я даже был готов оплатить дорогу до префектуры Фукусима, где находился лагерь. Но оказалось, что все расходы уже учтены: синкансэн, питание, проживание... Волонтёр - это человек, который работает за идею, а не за деньги. Нужно чётко понимать зачем вам это нужно. Я ехал ради трёх вещей:

  1. Общение на японском: как ни странно, но живя в Японии этого может не хватать. По работе я больше говорю на русском. 
  2. Новые знания о японцах: хотелось узнать о системе японского образования на конкретном примере летнего лагеря.
  3. Новые знания о Японии: чистый туризм. Не знаю когда бы я ещё сам добрался до Фукусимы и искупался в озере Инавасиро.

 

Волонтёром в Японию, gaku.ru Волонтёром в Японию, gaku.ru
Волонтёром в Японию, gaku.ru Волонтёром в Японию, gaku.ru

 

Расскажи о самой работе.

«Абарэмбо» — это лагерь для детей в возрасте от 3 до 18 лет, который предлагает различные программы активного отдыха. Например, можно поехать купаться на остров Хатидзё или же отправиться кататься на горном велосипеде вокруг озера Инавасиро в префектуре Фукусима. Моя программа была велопробег. Кстати, принимаются не только японские дети, но и иностранные, проживающие в Японии.

В день перед выездом меня пригласили на специальное собрание сотрудников лагеря. Тогда я и узнал подробности поездки, познакомился с коллегами, с которым предстояло работать все эти дни в префектуре Фукусима: куратором проекта Ивакоси-сан и двумя вожатыми, Окутоми-сан и Номаки-сан. Мне выдали синюю футболку с надписью staff, вручили свисток, программу, маршрут велопутешествия вокруг озера и пофамильный список школьников (возраст 7-11 лет) .


Думаю, что многие наши читатели в общих чертах представляют себе работу вожатого. А есть ли какие-то японские особенности?

Сразу скажу, что именно вожатым в лагере в России я не работал. Но у меня был другой опыт: практика в средней школе в качестве учителя физики. Сам я тогда учился в педагогическом ВУЗе.

В обязанности японского вожатого входит контроль за здоровьем и настроением ребенка. Три раза в день (после завтрака, обеда и ужина) нужно спрашивать ребят не болит ли что-нибудь, был ли сегодня стул и сколько раз, и заносить все эти данные в специальную таблицу. Отдельная графа была посвящена наблюдению за поведением школьников: с кем подружился, поссорился, справляется ли с заданием и так далее. Кроме того, японский вожатый должен следить за приёмом лекарства ребёнком, если оно прописано врачом. В моей группе таких детей не было. 

 

Волонтёром в Японию, gaku.ru Волонтёром в Японию, gaku.ru
Волонтёром в Японию, gaku.ru Волонтёром в Японию, gaku.ru


Как прошла первая встреча с подопечными? 

В целом хорошо, хотя я волновался. Никогда не забуду тот момент, когда Минори-тян, девочка 7 лет, до этого момента весело общавшаяся со своей мамой, увидела меня и погрустнела. Мне даже показалось, что она вот-вот заплачет. Забегая вперёд скажу, что эта реакция для неё была обычной, потом она улыбалась, и со мной спокойно общалась. 

Сначала было общее построение участников, речь от Ивакоси-сан, и затем все мы цепочкой в 27 человек отправились в сторону поезда. За то время, пока ехали до лагеря, для себя я отметил, что дети чётко выполняли указания старшего, сами себя пересчитывали, а когда я забыл собрать с них билеты, напомнили об этом.


Сколько добирались до места? Где вы жили?

До озера Инавасиро мы ехали с пересадками часа 4: электричка, синкансэн, автобус. По программе у нас было две точки для ночлега. Основное место рядом с озером — минка, большой очень старый деревянный японский дом: четыре общих спальных комнаты с татами (традиционное покрытие пола, сделанного из соломы), туалет с минимальными удобствами, маленькая кухня с каменной раковиной, ванная комната, и, самое удивительное, специальное место для открытого огня рядом с кухней. В русских избах дым от печки уходит через трубу, а в японском доме минка над костром такой трубы нет. Если костёр начинает сильно дымить, то у тех, кто на кухне могут слезиться глаза. Раньше такие дома я видел разве что в японских музеях. Вот теперь удалось и пожить в нём. Условия прямо скажем спартанские. Никаких кондиционеров и защиты от насекомых. В дом постоянно кто-то заползал или залетал, чем несказанно радовал мальчишек.

 

Волонтёром в Японию, gaku.ru

 

Второе место, мы останавливались там только на одну ночь, цивилизация по сравнению с минка — научно-спортивный молодёжный центр «Бандай», который курирует Министерство Образования, Науки и Культуры Японии. Это большой комплекс с несколькими корпусами в живописной зоне чуть севернее озера. В Японии таких центров всего 13.

 

Волонтёром в Японию, gaku.ru Волонтёром в Японию, gaku.ru
Волонтёром в Японию, gaku.ru Волонтёром в Японию, gaku.ru

фото с сайта молодёжного центра «Бандай»


А как дети восприняли все эти условия?

Многие ребята уже были в таких походах. Для них, видимо, это было совершенно нормально. Единственный, кто удивлялся тому, что происходит вокруг был я. Всё в новинку.


А чтобы было самое трудное за эти 4 дня в лагере.

Приходилось мало спать. После отбоя мы взрослые вчетвером собирались в отдельной комнате и обсуждали события прошедшего дня и планы на следующий. Разговоры затягивали до 2–3 часов ночи, а вставать надо было вместе с детьми в 6 утра.


А сам велопробег был сложный?

Сам маршрут вокруг озера не был трудным, его готовили именно для школьников, но жара около 30 градусов, которая стояла все эти дни, создавала нагрузку. Мы периодически останавливались, пили воду, несколько раз заезжали на пляж искупаться. Само велопутешествие длилось два дня, а общая протяжённость около 60 километров.

 

Волонтёром в Японию, gaku.ru Волонтёром в Японию, gaku.ru
Волонтёром в Японию, gaku.ru Волонтёром в Японию, gaku.ru

 


Что больше всего удивило?

Вообще, весь этот лагерь стал для меня сплошным открытием. Все началось с обеда. Оказалось, что дети отвечают за то, накормлен старший группы, то есть я, или нет. Каждый раз когда мы собирались за общим столом, кто-то из школьников приносил мне тарелки, убирал после меня и мыл посуду. А когда я попытался сделать всё сам, коллеги остановили меня, сказали, что детям нельзя помогать. Можно подсказать как сделать, но нельзя за них что-то делать. Они приехали не затем, чтобы за ними ухаживали как дома, а за новым опытом. По этой причине несколько обедов по плану должными были полностью быть приготовлены ребятами. Они резали лук, чистили картошку, разводили костёр, жарили тамаго-яки (японский омлета) и тушили кальмара, и так далее. У кого-то работа на кухне получалась лучше, у кого-то хуже. Но все дети с большим удовольствием трудились. Задача взрослых была проконтролировать, чтобы в готовке приняли участие все и, главное, обошлось без травм. Уборка комнат тоже велась силами детей. 

 

Волонтёром в Японию, gaku.ru Волонтёром в Японию, gaku.ru
Волонтёром в Японию, gaku.ru Волонтёром в Японию, gaku.ru


Похоже, что «Абарэнбо» ещё и трудовой лагерь...

Да, и трудовой лагерь, и спортивный с элементами армейской дисциплины. Именно эта программа построена вокруг путешествия на горных велосипедах, основа — активный спорт. А внутренняя структура взаимоотношений в группе скорее напоминает военный отряд. Главный — Ивакоси-сан. Далее вниз по иерархической лестнице так называемый «рида» — японский вариант слова «лидер», я и ещё двое взрослых. У школьников есть свой старший — хантё, который может общаться с лидером или с главным. Но обычные школьники не могут обратиться напрямую к главному. Это считается нарушение субординации. Никаких штрафов или наказаний. Просто отправят к хантё. Потом я переспросил у своих коллег Номаки-сан и Окутоми-сан было ли что-то подобное, когда они были маленькие. Оба ответили, что не так строго как в этом лагере, но принцип взаимоотношений старший-младший был и во времена их детства. Это общая система для Японии. Номаки-сан высказал интересную мысль, что дети естественным образом не приучаются ни к порядку, ни к дисциплине. 

Я полагаю, что основа отношений страший-младший закладывается ещё в детском саду. Школа поддерживает и развивает эти принципы, а после этапа под названием колледж или ВУЗ японское государство получает гражданина или сякайдзина, который может работать в команде, чётко выполнять поставленные задачи, уважает старших по рангу, чтит порядок и закон. Одним словом, настоящий японец.


Когда японцы работают волонтёрами в японском же детском лагере — это понятно. Но зачем они приглашают на эту работу иностранцев? Ведь мы не являемся носителями японских ценностей, а значит и не можем их передать. 

Любые обмены, будь-то культурные, спортивные, волонтёрские вещи чрезвычайно важные и взаимовыгодные для жителей обеих стран. Я познакомился с японской системой образования, узнал, почему японцы такие какие они есть. Дети, в свою очередь, получили первое представление о человеке из соседней страны. Моя ценность для японцев именно в этом. В начале разговора я упомянул Минори-тян. В свои 7 лет она уже смогла найти общий язык с иностранцем, то есть со мной, наладить отношения, перестать бояться. Опыт уникальный. Она вырастет и наверняка легко сможет установить контакт, например, с иностранными коллегами по бизнесу. Между государствами есть границы, но пересечь их физически относительно легко. А вот преодолеть психологические барьеры, страхи сложнее, для этого нужно много времени. С этой целью (сближение народов) администрация лагеря и берет иностранцев в качестве волонтёров.

 

Волонтёром в Японию, gaku.ru Волонтёром в Японию, gaku.ru
Волонтёром в Японию, gaku.ru Волонтёром в Японию, gaku.ru

 

Вряд ли дети смогу сейчас оценить поездку в лагерь с этой стороны. Но им, я полагаю, многое понравилось. 

Да, дети были в восторге. Каждый вечер мы собирали данные с помощью анкеты. 10 простых вопросов. Например, что больше всего сегодня понравилось? В день, когда мы ездили на велосипедах, большинство указывало это событие главным. В один из вечеров всей сменой ходили смотреть на звёзды. Улеглись на землю и взрослые, и дети и долго рассматривали ночное небо. Нам даже удалось увидеть как падает маленький метеорит. Если честно, то и для меня это было незабываемо.


Видно, что и тебе самому понравилось быть волонтёром в летнем лагере...

Да, очень понравилось. Не знаю когда получиться ещё раз попасть в «Абарэнбо», но после возвращения из лагеря появилось желание ещё куда-нибудь съездить и получить новый опыт. Я уже нашел в интернете интересное предложения на август-сентябрь: поеду в префектуру Иватэ помогать местным крестьянам. 

Большое спасибо за интервью!