Центр
Журнал
Обучение
Вопросы
Остались вопросы?
обучение, работа и жизнь в японии
Главная / Интервью / Как найти работу в сфере аниме?

Как найти работу в сфере аниме?

В этот раз менеджеры нашей компании gaku.ru Карина и Светлана решили спрятаться от летней жары в одном из самых красивых городских парков. Это знаменитый парк Уэно, на территории которого находится одноименный токийский зоопарк. Девушки также в свое время окончили языковую школу и имеют немалый опыт в поиске подработки и работы. Сегодняшнее интервью особенно заинтересует тех, кто увлекается японской анимацией и мечтает поехать в Японию, чтобы найти работу в этой сфере. Отвечать на вопросы будет Карина, которая … та-дам! проработала в японской компании аниматором целых 2 года.

 

Карина, скажи, почему ты выбрала Японию?

Интерес к Японии в моей семье присутствует уже давно. Мой отец увлекается японскими боевыми искусствами – кэндзюцу, каратэ. Поэтому в нашем доме всегда было много книг по японской истории, рассказов о самураях, и я это все в детстве читала. Потом в России появились Сэйлормун и Покемоны, которые мимо меня тоже не прошли, и я увлеклась японским аниме. На самом деле, с аниме у меня история сложная – я им то увлекаюсь, то остываю. Сейчас вот такой период, когда мне не хочется смотреть аниме. И когда я приехала на долгосрочную программу в языковую школу, я тоже им не слишком увлекалась. Я тогда была выпускницей вуза по специальности искусствоведение и японский язык. И в Японию приехала, чтобы получить Норёку Сикэн N1.

 

То есть, изначально, намерения пойти работать в анимацию не было вообще?

Не было. Когда я выпустилась из вуза, я планировала остаться работать в Питере, и в Японию хотела поехать, только чтобы подтянуть язык и сдать экзамен на N1. После чего планировала вернуться в Россию.

менеджер gaku.ru – Светлана менеджер gaku.ru – Карина

В какой языковой школе ты училась?

Я поступила в школу Интеркультура. Приехала в Японию тоже через gaku.ru. В Интеркультуре, на самом деле, я училась 3 раза. Я приезжала и на краткосрочную программу, и на долгосрочные. Меня с этой школой связывает большая любовь. Мы до сих пор иногда встречаемся.

В школе у нас были дополнительные занятия, на которые однажды пришли представители одного японского колледжа. Они рассказывали о том, какие специальности есть у них в вузе, и чему они учат. Там была не только анимация, но и разработка игр, дизайн и другие подобные направления. Я посетила все пять занятий, которые они проводили, но больше всего меня поразило то, которое было связано с японской анимацией. Нам раздали небольшие листочки, штук 15, и сказали, чтобы мы нарисовали покадрово какое-то простое движение. Потом мы должны были подойти к сэнсэю. Он отсканировал наши рисунки и через какую-то специальную программу собрал в мультик. К слову, я никогда не занималась в художественной школе, просто иногда рисовала в свое удовольствие и под настроение. Анимация, которую я нарисовала, была очень простой. Облачко, из-за него выходит солнышко, потом уходит на другую сторону экрана, что-то такое. Очень простой рисунок. Но когда мою анимацию показали с проектора, я была поражена. Когда я увидела, как оживает моя картинка, я поняла, что хочу узнать о процессе создания аниме больше, и записалась на дополнительные занятия в сам колледж. Там мне рассказали множество интересных вещей, например, что необязательно устраиваться в анимацию художником, там много и других должностей, вообще не связанных с рисованием. Я решила попробовать. И так вышло, что я осталась в Японии еще на 2 года.

 

Сложно поступить в японский колледж? Какие были вступительные испытания?

Чтобы поступить в японский колледж, требовалось 12 классов образования. На тот момент у меня было уже 16 (вуз я окончила в России), так что вопросов не возникло.

Я подала заявку с помощью учителей Интеркультуры. Название моего колледжа – Nihon Denshi Senmon Gakko. Моя сэнсэй написала рекомендательное письмо. После этого меня пригласили на собеседование. Также нужно было написать сочинение.

Не требовалось больше ничего – не нужно было делать портфолио, сдавать экзамен по рисованию или еще какие-то другие экзамены.

 

Так можно поступить, не умея рисовать?

Можно. Просто нужно понимать, что рисунок для анимации и статичный рисунок – это разные вещи. Я не умела рисовать, и за 2 года, в принципе, получила очень хорошую базу и наметанный глаз, и сейчас мои способности продолжают развиваться. Начинают учить рисовать уже практически на работе. Я начала работать с февраля, но пока в качестве практиканта, а уже с апреля вступила в должность.

Что нужно понимать? За два года вы не станете рисовать, как ас. Вы все время будете развиваться, это происходит постепенно. И даже сейчас, когда я уже не работаю в анимации, мне все еще нравится рисовать.

А что не нравилось в колледже? Были какие-то трудности?

Сложно сказать, я до сих пор люблю это учебное заведение. Мне все нравилось. Единственный момент – нужно понимать, что колледж – это на весь день. Подрабатывать не получится. До трех часов дня у нас были основные занятия, потом где-то до шести дополнительные, а с шести до восьми мы посещали что-то вроде кружка по рисованию, чтобы развивать свои навыки.

Я даже стала капитаном нашего кружка. С кружком вообще вышла забавная история. Сначала нас было в нем 7 человек, и меня сделали капитаном. А после того, как мы представили кружок на собрании колледжа, к нам пришли более 40 человек. Мы вообще не ожидали такого поворота. Но потом все как-то образовалось, было очень здорово. Мы много рисовали, приглашали сэнсэев, чтобы они научила нас еще чему-нибудь, выпускали книги, даже приняли в Комикете, самой крупной в Японии ярмарке манги. Комикет проводится 2 раза в год. Я и до этого ездила на него, но в этот раз мы уже были со стороны тех, кто продает. Все наши книги раскупили за первый час Комикета! Это было очень круто. Книги представляли собой артбуки, собранные из наших рисунков.

 

Как ты искала работу? Помогал ли тебе колледж в поиске?

Вообще, не устаю это повторять: хотите устроиться на работу, идите учиться в колледж. Моим трудоустройством начали заниматься, когда я только отучилась первый семестр на первом курсе. У нас были специальные занятия, где нас обучали всему, что может пригодиться на собеседовании – как стучать, как входить, как составить резюме и т.д. К нам приходили сотрудники отдела трудоустройства, которые доносили необходимую информацию. Отдел трудоустройства ощутимо поддерживает студентов.

Я, конечно, долго искала работу, но всегда чувствовала поддержку колледжа. Если не было официальных вакансий, наши менеджеры все равно находили способ донести компаниям, что есть студенты, которых стоит взять на работу. Но только если вы стараетесь! Если ленитесь, никто для вас ничего делать сверх необходимого не будет.

 

Как ты все-таки нашла работу?

Я понимала, что сильно уступаю свои одногруппникам в плане рисования, и что мне нужно стараться в пять раз больше, чем им. Я ходила на все собеседования, которые предлагали. Я не выбирала компании, как это обычно делают японцы, я подавала резюме во все. Сначала мне приходили одни отказы. Как правило, крупные компании в первых рядах выбирают себе сотрудников, потом идут компании поменьше, и так далее. В итоге я устроилась в компанию среднего звена, которая принадлежит аниме-студии Pierrot. Это компания анимационного журнала Jump. Их самая известная манга – Наруто.

Сначала они мне отказали. Но я пришла во второй раз, они снова сказали «нет». Но во второй раз я поступила умнее, я приложила к резюме свою анимацию. В итоге, после второго отказа они мне сами позвонили. Я в этот момент уже была в России на каникулах, мне позвонили 7 января утром и пригласили на собеседование. И когда я вернулась с каникул в Японию и пришла на собеседование, они позвали своего самого крутого режиссера. Он задал мне всего два вопроса – Курите ли вы табак? И пьете ли вы саке? Очень внезапные вопросы, согласитесь. На первый вопрос я ответила отрицательно, на второй – «по праздникам». Я думаю, в итоге их покорила моя настойчивость. Три раза к ним вряд ли кто-то обращался.

Исходя из своего опыта, хочу дать совет: когда составляете портфолио, всегда пишите время, которое вы потратили на рисунок. Чем быстрей вы справляетесь с работой, тем лучше. Это очень важный показатель. Аниме-сфера – это сплошные дедлайны.

 

В чем стоит работа аниматора?

Анимация – это, по сути, как завод, только с людьми вместо автоматов. Есть люди, которые рисуют только ключевые кадры, есть те, кто делает раскадровку, есть те, кто планирует, пишет сценарий, те, кто рисует задники, те, кто раскрашивает. Я рисовала только персонажей и занималась прорисовкой промежуточных кадров, иногда рисовала между главными ключевыми кадрами дополнительные.

Обычно аниматоры рисуют на листах А4. Но в последнее время компании постепенно пытаются перейти на работу в компьютерных программах, и рисуют на планшетах. Мой муж, например, он тоже аниматор, сейчас работает в компании, которая полностью использует цифровые технологии.

Как проходит обычный рабочий день аниматора?

Скорей всего вы будете работать 6 дней в неделю, к этому надо быть готовым. Приходила я где-то в 11 часов, чуть позже мне приносили задание и устанавливали сроки, а дальше я уже сама планировала свою работу. Мы часто работали допоздна, потому что в Японии не принято уходить раньше начальства. Также стоит быть готовым к тому, что придется оставаться на работе на всю ночь. Как я уже говорила, дедлайны – это серьезно.

 

Почему ты ушла с этой работы?

Я проработала там 2 года. Шестидневка – это невероятно сложно, и одного дня на отдых очень мало.

Еще к нам тогда пришли студенты. И им начали ставить меня в пример, а меня все время дергали, мол, смотри, какой ты пример подаешь. Это было не очень приятно.

И вообще, чтобы работать в этой сфере, нужно быть настоящим интровертом. Все очень заняты своей работой. И все время проводят только за своим столом. Даже на обед сходить не с кем, все едят на рабочих местах. Для человека общительного это сложно. Еще один минус – нужно понимать, что вы не буду рисовать то, что хотите. Вы будете рисовать то, что принесут в задании.

 

Сколько тебе платили на этой работе?

На начальном этапе – 150 000 иен в месяц. Это как на подработке практически. Единственное, что радует, студии в основном находятся в спальных районах, а там недорогое жилье. Я снимала квартиру за 45 000 иен. И дорогу мне тоже оплачивала компания.

 

Карина, были ли в колледже гранты? Нас часто спрашивают, можно ли учиться в Японии бесплатно?

В моем колледже была какая-то стипендия, но я ее не получила. Ее отдали какому-то японскому студенту. Бесплатного обучения в Японии нет.

 

Можно ли устроиться в любимую аниме-компанию?

Можно, но тут есть свои подводные камни. Компании в последнее время очень не любят брать на работу тех, кто увлекается их продукцией, опасаясь, что когда они закончат выпускать ее, аниматор уйдет в другую компанию.

 

Еще один вопрос от наших слушателей. Как найти работу в аниме-компании, если ты экстраверт?

Устроиться менеджером. Придется очень много общаться. Очень много!

Для работы менеджером требуются водительские права. Пока вы учитесь в колледже, их нужно получить, Это обязательное условие. Плюс еще и рабочий день у менеджеров, считай, ненормированный. Анимация, как я уже говорила, – это сфера дедлайнов. И работают в ней люди творческие, которых все время нужно подгонять и стимулировать. Поэтому на плечи менеджеров ложится большая нагрузка. В Японии менеджерами работают в основном мужчины, а аниматорами – девушки.

 

Сколько стоит обучение в колледже?

Я заплатила за первый год что-то около 1 120 000 иен, второй год обошелся немного дешевле.

 

Можно ли работать на аниме-сутдии фрилансером?

Не получится, потому что требуется виза от компании.

 

Были ли на твоей работе какие-то бонусы?

Бонусы были раз в год. И зависели от вклада в компанию. Обычно бонусы выдают в размере зарплаты.