Кто будет управлять Японией?
Авторская программа Василия Молодякова «Токийский конспект» от 27 декабря 2012 года
В Японии сформирован новый кабинет министров
Здравствуйте, с вами Василий Молодяков.
Сегодняшний выпуск «Токийского конспекта», предпоследний в этом году, посвящен новому правительству Японии, которое 26 декабря сформировал лидер Либерально-демократической партии Синдзо Абэ. О самом Абэ я уже говорил достаточно. Это всего-навсего второй человек в послевоенной истории Японии, который возглавляет кабинет министров после некоторого перерыва. Напомню, он был премьером в 2006-2007 годах.
Старейшины партии ЛДП в кабинете министров
Что можно сказать о кабинете в целом? Кабинет очень консервативный по своей политической ориентации и производит впечатление делового, можно даже сказать, технократического характера. Новых лиц, новых фамилий среди членов кабинета много, старых мало. Либерал-демократы три года не были у власти, и за это время произошла определенная смена поколений. На последних парламентских выборах не выдвигались в парламент бывшие премьеры Ёсиро Мори и Ясуо Фукуда. Таким образом, партийными старейшинами оказались бывший премьер Таро Асо (я думаю, многие слушатели помнят этого любителя манги, нетвердого в чтении иероглифов) и бывший председатель ЛДП Садакадзу Танигаки. Он (Танигаки) премьером не был, но возглавлял ЛДП в течении тех трех с половиной лет, что партия находилась в оппозиции. Теперь Асо и Танигаки стали партийными старейшинами.
Кто реально будет управлять финансами в Японии?
Напомню, Асо 72 года, Танигаки 67, а Абэ всего 58 лет. Когда Абэ в первый раз стал премьер-министром, это был самый молодой премьер за всю послевоенную историю Японии. Танигаки получил в новом кабинете пост министра юстиции. Это такой классический пост для ветеранов, которым надо выразить уважение. А вот Асо получил пост вице-премьера и министра финансов. Не могу сказать, чтобы меня это сильно удивило: Асо - главный партийный старейшина и должен получить самый почетный пост. Но всё-таки сейчас Абэ провозгласил главной целью кабинета экономическое оздоровление, экономическое возрождение страны. Асо финансами раньше особо не занимался, он был министром иностранных дел (кстати, в предыдущем кабинете Абэ), и надо отметить, не очень хорошо себя на этом посту зарекомендовал. Он всё время говорил не то, не там и не вовремя. Теперь Асо доверили пост министра финансов.
Я всё-таки думаю, что главным действующим лицом в экономическом оздоровлении Японии будет не Асо, а Акира Амари, который получил созданный специально для него пост государственного министра по экономическому оздоровлению или по экономическому восстановлению (можно переводить по-разному). Он раньше занимал пост министра экономики, торговли и промышленности – это один из ключевых постов в кабинете. Амари также был министром по административной реформе. То есть, в меру моего разумения, именно этот человек будет заниматься главными экономическими вопросами, а Асо будет, скорее всего, выступать в роли «свадебного генерала».
Новые лица в большой политике
В новом кабинете очень сильный блок министров, связанных с дипломатией, с внешней политикой и с вопросами обороны и безопасности. Лица все новые, поэтому я позволю себе заглянуть в свою шпаргалочку.
Министр иностранных дел Фумио Кисида, в прошлом министр по делам Окинавы и «северных территорий». Ну, «северные территории», думаю, здесь будут не так важны, а вот Окинава – это, конечно, ключевое слово, потому что один из первых вопросов, который правительству Абэ придется решать вот буквально сейчас - это вопрос о передислокации американской военной базы Футэмма в переделах префектуры Окинава. Абэ уже сказал, что, в отличие от демократов, он твердо настроен на выполнении договоренностей с американцами, по которым база будет перемещена в пределах этой префектуры. И вообще, он уже в первом своём заявлении в качестве премьера подчеркнул, что военно-политический союз с США является краеугольным камнем всей внешней политики Японии, и связи между Токио и Вашингтоном будут только укрепляться.
В этом ему, вероятно, будет содействовать военный министр Ицунори Онодэра. Новый человек в кабинете министров, но он был статс-секретарём министерства иностранных дел в прежнем кабинете Абэ. Надо отметить, что в новом кабинете Абэ много людей из его прежней администрации, и много если не бывших министров, то людей, занимавших должности статс-секретарей, то есть политических заместителей министров.
В этой же связке будет работать новый министр по делам Окинавы и «северных территорий» Итита Ямамото, который так же считается специалистом по окинавским делам. Явно он будет с одной стороны помогать министру иностранных дел, а с другой стороны на него ложится не очень приятная обязанность вести диалог с жителями Окинавы, которые категорически выступают за вывод американских военных баз с территории этой префектуры.
В связке с ними, видимо, будет работать Ёситака Синдо, министр по административным делам и коммуникациям. Вроде бы эти проблемы в его юрисдикцию не входят, но он известен как специалист по территориальным вопросам, прежде всего по тому, что касается остров Сэнкаку – это, напомню, узел территориальной проблемы между Японией и Китаем – и островов Такэсима (они же Токто и Лианкур) – это узел территориальной проблемы между Японией и Южной Кореей.
Вот эти четыре человека – получается сильный блок – будут решать вопросы связанные с японо-американскими, японо-китайскими и, отчасти, японо-южнокорейскими отношениями.
Внешняя политика Японии: первые громкие заявления политиков
Абэ уже заявил, что позиция нового кабинета будет твердой, кабинет будет отстаивать национальные интересы и территорию Японии. Это в общем-то серьёзное предупреждение Китаю в отношении островов Сэнкаку, которые, напомню, контролирует Япония и на которые претендует Китай. Это значит, так сказать, что «Сэнкаку мы не отдадим». Но вместе с тем недавно должен был отмечаться так называемый «день Такэсима» - это острова, которые Япония считает своей территорией, но их контролирует Республика Корея. Официальные лица воздержались от участия в «дне Такэсима», что показывает нежелание в данный момент как-либо осложнять отношения между Токио и Сеулом. Тем более, повод для ещё одного осложнения уже появился.
Новый генеральный секретарь кабинета министров Суга буквально на одной из первых пресс-конференций заявил, что японское правительство возможно пересмотрит давнее официальное заявление о так называемых «женщинах комфорта». Это кореянки, которых мобилизовали или принуждали (это очень деликатный вопрос; может быть, мы к нему как-нибудь вернемся) выполнять сексуальные услуги для солдат японской армии в годы Второй мировой войны. Это одна из самых болезненных проблем в отношениях между Токио и Сеулом. Суга намекнул, что, возможно, новое правительство Японии откажется от прежнего, «мазахистского» взгляда на эту проблему. В составе кабинета я отметил нового министра науки и образования Хакубун Симомура, про которого японские СМИ пишут, что он сторонник исторического ревизионизма и выступает за «патриотические учебники» в школьном образовании. Обратим внимание и на эту фигуру.
От нового правительства ждут чуда
В общем, кабинет должен производить впечатление консервативности, основательности, добропорядочности, стабильности и деловитости. Вместе с тем он не производит впечатления собрания каких-то таких замшелых консервативных политиков. Если демократы подавали себя как «молодые реформаторы», то новый кабинет ЛДП подает себя как «нестарые консерваторы». Можно предвидеть, что в некоторых СМИ будут всплески эмоций по поводу «ультранационалистов», «фашистов» и так далее. Это, конечно, преувеличение, но Япония, действительно, получила самый консервативный кабинет какой у нее был в 21 веке.
Однако, важнейшая проблема, которая стоит перед новым кабинетом, это не территориальные споры с Китаем или Республикой Корея, это даже не проблемы японо-американских отношений, которые всё равно по большому счету остаются стабильными, а проблема экономического оздоровления страны, на которую требуется много денег, завершение ликвидации последствий Великого Восточнояпонского землетрясения и аварии на АЭС «Фукусима-1». Кстати, пост министра окружающей среды и госминистра, отвечающего за последствия аварии на Фукусиме, получил бывший генсек ЛДП Нобутэру Исихара, сын экс-губернатора Токио, а ныне руководителя Партии возрождения Японии (Синтаро Исихара). В данном ситуации младшему Исихара, который впервые вошел в состав правительства, я, честно говоря, не завидую. Он получил, наверно, один из самых тяжелых, в какой-то степени неблагодарных и незавидных постов.
От нового правительства ждут чуда в экономике. Дескать, за три с половиной года демократы чуда не сделали. Избиратели дали большой кредит доверия либерал-демократам и ждут быстрого результата, желательно до лета будущего года, когда состоятся выборы в верхнюю палату. Эти выборы будут первым серьёзным экзаменом, который предстоит сдать правительству Абэ. Ну и ещё добавлю от себя один прогноз. Мне кажется, что в следующем году, если не произойдет полной смены кабинета, то есть, если Абэ не уйдет в отставку (напомню, в прошлый раз он был премьером всего один год), то реорганизация кабинета все же произойдет. Я не очень удивлюсь, если такие ветераны, как Асо и Танигаки, оставят свои посты, а на их места придут более молодые политики. Будем с интересом наблюдать за действиями самого консервативного правительства в истории Японии последних лет.
Премьер-министру Абэ и членам его кабинета предстоит трудная работа. Пожелаем им успеха.
С вами был Василий Молодяков, спасибо, до новых встреч.
|
Нравится | Tweet |