Из студента – в преподаватели
Независимо от ваших навыков, способностей и оценок в аттестате, у вас есть одно врожденное бесценное качество. Вы – «носитель языка». Русский язык вы знаете в совершенстве, даже если кое-где хромает грамматика и орфография.
Именно с такими рассуждениями успокоения ради я отправилась на свой первый урок русского языка. За столиком «Старбакса» возле соседней станции метро меня ждал сорокалетний ученик, мечтающий поехать в Россию и беззаботно беседовать с каждым встречным. Но – обо всем по порядку.
Когда я приехала в Японию, мне довелось услышать несколько мнений относительно возможности преподавания русского языка.
- Учителей много, учеников мало, шансы найти такую работу практически равны нулю.
Учителей действительно много, но часть анкет на специализированных сайтах – бывших студентов, которые уже давным-давно покинули Японию, еще одна часть выглядит абсолютно неконкурентоспособной. В итоге, хоть у ученика и есть достаточно широкий выбор, но и он не безграничен. Самые дотошные желающие изучить великий и могучий успевают за месяц провести пробные уроки едва ли не со всеми кандидатами в учителя. Практика убедительно доказала, что никаких шансов найти учеников нет только в том случае, если все попытки заключаются лишь в жалобах на жесткую конкуренцию.
-
Преподавать русский язык легко, ведь это то, чем мы владеем в совершенстве по праву рождения.
Именно из-за этого заблуждения некоторые мои ученики, проучившись годами у разных учителей, представления не имеют о том, что у прилагательных есть род, число и падеж. На самом деле, непросто объяснить это людям, в родном языке которых нет ни того, ни другого, ни третьего. А потому вам, в любом случае, пригодятся учебник и методические материалы.
- Если человек намерен всерьез изучать язык, он не будет брать частные уроки. В Интернете учителей ищет тот, кто просто надеется провести время в компании русского/русской/иностранца вообще.
Таких действительно большинство – по моему опыту и опыту моих знакомых. Но все обобщения здесь мгновенно превращают точку зрения в стереотип. Частные уроки берут бизнесмены, которым русский язык необходим в силу рабочих обстоятельств, студенты, изучавшие русский в университете, мужчины, которые мечтают говорить на одном языке со своими русскими женами. Туристы, которые через два месяца едут в Россию и хотят выучить алфавит и десяток бытовых фраз. Одно время моя соседка преподавала журналисту Asahi Simbun, ко мне обращалась мама двенадцатилетнего ребенка, которого по окончании школы родители хотят отправить учиться в Москву. «Я считаю, что русский язык – это перспективно», – заметила эта женщина в письме. Смею надеяться, что так считает не она одна.
С чего начать?
Для начала неплохо бы обзавестись удобным учебником и хотя бы в общих чертах изучить методику преподавания. Как начать первый урок, как преподавать «с нуля», как объяснять падежи, склонения, спряжения. Если вы еще в России и имеете возможность подготовиться заранее, можете пройти полугодовой курс русского языка как иностранного. Поверьте, даже самый минимум теории на практике окажется неоценимым. Много хороших учебников и пособий можно купить в Москве, в Доме педагогической книги.
Где искать учеников? В Интернете существуют специализированные сайты, например:
Вам необходимо зарегистрироваться и внимательно заполнить анкету. Можете просмотреть анкеты других кандидатов, оценить их ошибки и любопытные идеи. Есть несколько способов сделать вашу анкету конкурентоспособной.
- Обязательно разместите фотографию, в противном случае анкету даже открывать не будут. Думаю, и говорить не стоит, что это должен быть ваш самый жизнерадостный портрет – серьезные лица ассоциируются только с учителями средней школы.
- Не поленитесь заполнить все предложенные разработчиками графы – анкеты, заполненные наполовину, выглядят несерьезно. В каждой анкете есть графа «обращение к студентам». От нее во многом зависит, напишет ли вам ученик или продолжит поиски. Представьтесь, вкратце расскажите о своей методике преподавания, сформируйте образ преподавателя, который является не только ответственным педагогом, но и интересным собеседником. Желательно написать свое обращение на двух языках: русском и японском.
- Если в течение месяца вам так никто и не написал, смените фотографию, перепишите обращение. Проверьте статистику посещаемости анкеты. Если за месяц ее просмотрели 200 человек, то почему ни один из них не пожелал связаться с вами? Быть может, вы не учли чего-то важного?
Где еще можно найти учеников? Объявления печатают некоторые журналы, например, англоязычный Metropolis и специализированные издания для изучающих иностранные языки. Можно попытаться разместить объявление на русских кафедрах высших учебных заведений.
Как продолжить?
Обратите внимание, на каждом из предложенных сайтов необходимо указать стоимость урока и отдельно – стоимость самого первого из них (trial lesson). Многие учителя проводят первый урок бесплатно. Решайте сами, насколько это обосновано. Быть может, потенциальный ученик развлекается на досуге незамысловатым хобби – ходит на бесплатные уроки каждую неделю к новому учителю, благо, выбор, и правда, есть. По отзывам многих преподавателей, основной поток учеников ограничивается первым занятием, и тут уже решать вам – сколько стоит ваше время.
Уроки проводят в кафе, иногда преподаватели ездят к ученикам в офис. Либо ученик приезжает туда, где вам удобно проводить занятия, либо вы приезжаете туда, где удобно заниматься ученику. Во втором случае, помимо стоимости часа занятий, вы можете попросить компенсацию транспортных расходов, 交通費 (koutsuuhi).
Есть определенные правила безопасности, главное из которых – не соглашаться на занятия дома, у вас или у ученика. Равно как не стоит принимать приглашения прийти в гости, сходить в ресторан на ужин после занятий и так далее.
На личном опыте
Японцы – люди чрезвычайно занятые. Поэтому относитесь спокойно к регулярной отмене занятий и неожиданным просьбам провести урок через два часа на другом конце города. Поначалу меня это страшно удивляло – при всей-то пунктуальности японцев. Со временем выяснилось, что в таком поведении нет ни намека на безответственность или неуважение к вашему личному времени. Просто в их собственной жизни времени так мало, что его приходится выкраивать по минутам.
В чем состоит секрет хорошего урока? Не утомляйте ученика, не перегружайте его одной только грамматикой, чередуйте характер информации и форму ее подачи. Приносите на занятия наглядные материалы – фотографии, таблицы, структурированные графики. Я прихожу на занятие с альбомом для рисования и разноцветными ручками, впрочем, порой могут пригодиться любые подручные средства. К примеру, для объяснения приставок глагола «идти» (перейти, зайти, дойти, пройти, выйти, обойти и т.д.) однажды на столе кофейни из чашек и ложек пришлось выстроить целые улицы, перекрестки и дома. Главное требование к уроку – он должен быть интересным, ведь частные уроки зачастую берут удовольствия ради.
У вас есть огромное преимущество перед другими преподавателями. Вы сами учитесь (или будете учиться) в японской языковой школе и на собственном опыте можете изучать методику преподавания родного языка для иностранцев. Наблюдайте за своими учителями, обращайте внимание на то, как одними только средствами японского языка они объясняют вам и грамматику, и лексику. Какие они приводят примеры, как проверяют успешность усвоения нового материала, как чередуют форму подачи информации, как начинают урок и как заканчивают. К примеру, мой способ преподавания сильно напоминает способ преподавания любимой учительницы в японской языковой школе. Ведь мы учимся не только по методическим пособиям, но и на собственном опыте, который куда интереснее самых лучших книг.
|
Нравится | Tweet |
Как заработать студенту в Японии? – 10 способов обеспечить себя в Японии.
Подработка в Японии – обсуждение на форуме GAKU.ru