Японский ж/д транспорт: к чему надо быть готовым?
Однажды я оказался на железнодорожной станции Синдзюку. Только приехал в Японию, свободного времени было много и я просто гулял и удивлялся всему вокруг. От нечего делать, решил обойти станцию вокруг и сосчитать выходы. Сбился где-то на третьем десятке, а позже прочитал в Википедии, что выходов у этой станции более двухсот!
Японский железнодорожный транспорт – один из символов страны. Разновидностей поездов и линий самой различной сложности так много, что для многих удовольствие от путешествия в другой город начинается со знакомства с новым необычным поездом. А в Токио этот транспорт настолько развит, что я не совсем понимаю, зачем тут нужны личные автомобили (по крайней мере, несемейным людям). Есть настолько уникальные поезда и линии, что поездка на них напоминает аттракцион – например, поезд без машиниста через «Радужный мост» до острова Одайба. Городские поезда комфортны и безопасны, ими спокойно пользуются дети. Особенно впечатлительные рискуют превратиться в «電車オタク» - это такие энтузиасты, которые изучают все связанное с железными дорогами, организуются в клубы и собирают литературу и журналы.
Пластиковая карта для метро и JR
Я на роль такого знатока не претендую, сам ещё иногда путаюсь. Но об одной очень полезной и понятной вещи с удовольствием расскажу. Пластиковая карта (Pasmo или Suica) - своего рода электронный проездной. Зачем она нужна? Первая самая полезная функция: эта карта экономит время! Стоит сказать, что в Японии платишь не за вход в метро, а за то расстояние, которое проехал. То есть надо заранее просчитать свою поездку и купить нужный билет. А если поездка не одна, а 5-10? Ещё попробуй разобраться с названиями станций... Пластиковая карта - наше спасение! Один раз взял такую карту в автомате, положил на счет сумму, например, 5000 иен, и катаешься пока деньги не кончатся. Баланс пополняется там же в автоматах (есть меню и на английском языке). Карту к турникету в Токио нужно прикладывать и на входе, и на выходе - так система понимает сколько вы проехали и снимает положенную сумму. Остаток на счете будет виден на табло турникета. Очень удобно. Вторая полезная функция: с помощью такой пластиковой карты можно покупать напитки в автоматах или расплачиваться за покупки в комбини.
О трудностях
Однако, несмотря на очевидные усилия железнодорожников упростить жизнь пассажирам (табличек, расписаний и указателей – масса), вряд ли получится первое время избежать досадных промашек. Мало попасть на нужную платформу, нужно еще не ошибиться с поездом. Кроме обычных, есть скоростные, останавливающиеся только на крупных станциях. И это не всё. К одной и той же платформе могут приходить поезда разных веток. Поэтому нужно следить и за расписанием, и за надписями на табло поезда. Еще один сбивающий с толку момент – нумерация станций. На некоторых линиях они считаются от конечной и всегда имеют один номер, а на некоторых на табло внутри поезда отсчитывается номер от текущей станции.
Линии принадлежат разным компаниям, поэтому иногда они конкурируют. Например, от моей станции Китидзёдзи до Синдзюку можно добраться по прямой, сев на линию JR, или более медленным, но дешевым способом: по линии компании Keio.
Маршрут можно рассчитать не только по схеме на станции, но и с помощью приложений для смартфона. Google maps тоже удобно рассчитывает маршрут на понятном пользователю языке, так что даже первая поездка не принесет затруднений, если спланировать ее заранее.
Подсмотреть жизнь японцев
Кроме собственно перемещения по городу, электрички дают возможность заглянуть в повседневную жизнь японцев. Ведь это часть их ежедневного быта, переплетенная с культурой. Даже в учебнике написано: «электричка – учебный класс для наблюдения за японцами». Не у каждого иностранца есть возможность побывать в японском доме, а в вагоне поезда – пожалуйста. Это отличный шанс почувствовать себя частью токийской жизни.