Внешкольная программа предлагает «место в обществе» детям-иностранцам
Трижды в неделю после полудня конференц-зал, расположенный в жилищном комплексе в Нагое, заполняется учениками разных национальностей для обучения по внешкольной программ.
«Привет, я принес свою домашнюю работу!», – обращается ребенок к 41-летней Юко Кавагути, которая является руководителем некоммерческой организации «Manabiya@KYUBAN». Эта организация реализует внешкольную программу изучения японского языка в течение 10 лет в жилищном комплексе «Kyuban» (№ 9) в районе Минато.
Дети родом из таких стран, как Бразилия, Перу, Китай и Филиппины живут со своими семьями в этом комплексе и возле него. «Как пишется иероглиф для «naiyo» (содержание)?» – спрашивает у Кавагути 10-летний Рикардо Койде из Бразилии. Учительница дает ему совет и ждет, пока Рикардо сделает попытку. 12-летний Кадзуо Чо из Китая, сидящий рядом с Риккардо, достает словарь и говорит: «Здесь ты можешь посмотреть, как он пишется». Вместе они перелистывают страницы словаря.
Кавагути рассказывает, что на уроках старшие дети часто заботятся о младших, отчасти из-за нехватки рук. Но благодаря этому дети старшего возраста чувствуют себя полезными. «Мы хотим дать детям место в обществе, место, где они почувствуют себя нужными», – сказала она. По опыту Кавагути знает, что ощущение собственной значимости очень важно для каждого человека.
В старшей школе Кавагути занималась метанием копья, выступая на соревнованиях национального уровня. В 1995 году она переехала из своего дома в Йокосука (префектура Канагава) в Тойоту (префектура Айти), чтобы посещать университет по спортивной стипендии. Проходя обучение в Японии, стоимость которого оплачивать благодаря стипендии не было необходимости, Кавагути стремилась к участию в Олимпийских играх.
Однако спортивные выступления не оправдали ее ожиданий, и девушка стала редко посещать университет и встречаться с друзьями, обнаружив, что способна лишь ходить за покупками в соседний супермаркет. Но супермаркет, который находился рядом с большой бразильской общиной, оказался местом, где она нашла свою роль в обществе.
Однажды бразильянка пригласила Кавагути в свой дом, а мать девушки, которая работала в бразильской школе, попросила ее преподавать бразильским детям японский, школа в этот период остро нуждалась в учителях, которые помогли бы выучить японский язык. Кавагути согласилась и вскоре получила большое количество просьб учить детей языку.
«Я была рада, что люди радушно принимали меня. Я была спасена моими учениками», – рассказывает Кавагути.
Девушка не покорила Олимпийские игры, однако окончила университет, а затем стала работать в бразильской школе, чтобы улучшить свои навыки преподавания. В 2008 году она запустила внешкольную программу обучения в жилищном комплексе «Kyuban», где проживали представители разных национальностей. В течение 10 лет японские дети, живущие поблизости, также начали посещать программу, сделав ее местом социального взаимодействия.
По словам доцента кафедры образовательной социологии университета Aichi Shukutoku Йошими Кодзимы, все большее число иностранных граждан приезжает в Японию на работу, многие из них привозят свои семьи. Их дети нуждаются в поддержке для того, чтобы выучить японский язык, курс которого, благодаря программе Manabiya, они могут пройти после занятий в школе.
Исследование Министерства образования показывает, что по состоянию на май 2016 года насчитывалось 43947 детей, в том числе 9612 японцев по всей Японии, которые нуждались в поддержке в изучении японского языка.
По словам Кодзимы, дети с языковыми трудностями часто пропускают занятия в школе и подвержены нарушениям дисциплины. Проблема не видна, и общественная поддержка по-прежнему отсутствует, поскольку их родители из меньшинств и не имеют права голоса.
«Мы видим здесь, что право детей на получение образования почти не поддерживается частными лицами», – говорит Кодзима. Однако благодаря таким внешкольным программам, которые реализует Япония, образование, получаемое иностранными учениками, усваивается гораздо лучше.
Вечером 21 апреля, после того как ученики начальной школы отправились домой, одетые в школьную форму ученики средних и старших классов начали собираться в конференц-зале жилищного комплекса «Kyuban». Это бывшие участники программы Manabiya, они посетили комнату, чтобы пообщаться друг с другом.
Кавагути рассказала, что некоторые из бывших участников теперь являются студентами университетов и сотрудниками компаний. «Когда-нибудь некоторые из них поддержат эту программу. До тех пор я буду ее развивать».




