Центр
Журнал
Обучение
Вопросы
Остались вопросы?
обучение, работа и жизнь в японии
Главная / Новости / Как Япония будет привлекать студентов-иностранцев

Как Япония будет привлекать студентов-иностранцев

The Times Higher Education регулярно публикует рейтинговый список университетов мира начиная с 2004 года. Список лучших высших учебных заведений мира формируется с учетом пяти основных показателей:

  1. Уровень преподавания;
  2. Научно-исследовательская работа;
  3. Цитирование;
  4. Международные перспективы;
  5. Доход от деятельности.

Несмотря на то, что обучение в японских вузах пользуется колоссальной популярностью и с каждым годом выучить японский язык в языковой школе в Японии приезжает все больше иностранных студентов, список лидеров заняла не Япония, а Оксфордский университет. На втором месте – Университет Кембриджа. Третье место занял Калифорнийский технологический институт в США.

Из пяти показателей международная перспектива в системе оценивания занимает 16% от общего соотношения в системе оценивания. При этом половина из этого пункта включает оценку соотношения количества иностранных студентов к общему количеству студентов соответствующего университета.

Если взять отдельно этот пункт, то первое место занимает Университет Люксембурга, на втором и третьем месте: Катарский и Гонконгский университеты соответственно. Что касается университетов Японии, по этому критерию Страна восходящего солнца существенно отстает, несмотря на то, что в целом рост числа иностранных студентов, приезжающих пройти обучение в Японии, достаточно велик.

Согласно данных ЮНЕСКО, в 1999 году общее число иностранных студентов, проходящих обучение в Японии, составляло 2 миллиона. А вот в 2014 году их количество достигло почти 14,5 миллионов человек, и эта цифра продолжает стремительно расти.

Специалисты утверждают, что главным образом феноменальный рост иностранцев, приезжающих на обучение в Японии, начался с 2000-го года, в основном за счет китайцев.

На сегодняшний день количество иностранных студентов из Китая составляет 10 процентов от общего числа зарубежных студентов, в том числе и тех, которые приезжают для того, чтобы пройти обучение в языковой школе в Японии. Такому росту студентов-иностранцев могут позавидовать даже самые известные учебные заведения развитых англоязычных стран.

Стоит отметить, что не только Япония нацелена на значительное увеличение числа иностранных студентов, готовых приехать на обучение за рубеж, но и другие страны. Так в 1999 году Великобритания поставила перед собой цель к 2005 году привлечь в страну боле 75 тысяч студентов-иностранцев. Правительство Британии подсчитало, что это позволит существенно увеличить экономические показатели страны. К примеру, доходная часть страны за счет расходов иностранных студентов увеличилась на 8 миллиардов английских фунтов. Примечательно, что в отличие от Японии, Великобритания преследует исключительно финансовую выгоду. К 2006-му году Британии удалось увеличить количество иностранных студентов до 118 тысяч, что значительно превысило намеченный план. В том же году была поставлена еще более высокая планка – привлечь еще 100 тысяч иностранных студентов.

Как и следовало ожидать, успех на международном образовательном рынке в первую очередь сопутствовал англоязычным странам, таким как США, Австралия, Канада.

Во всех этих странах колоссальный, стремительный рост иностранных студентов наблюдается еще с 2000-го года. Некоторые эксперты считают, что подобный рост связан прежде всего с тем, что в этих странах говорят на английском. Но все же неанглоязычные страны также имеют отличные перспективы значительного увеличения и стабильного роста количества иностранных студентов. Например, Германия поставила перед собой задачу к 2020-му году привлечь в страну 350 тысяч студентов-иностранцев. Уже в 2016 году в Германию было привлечено больше 340 тысяч студентов из других стран. Преимущественно это студенты из Китая, Индии, России, Австралии и Италии. В целом доля азиатских студентов составила 28 процентов.

Не так давно к гонке за студентами-иностранцами присоединились и Нидерланды. В 2014 году голландское правительство объявило о начале программы по привлечению зарубежных студентов.

Что касается Японии, то она установила свой план. Так за период с 2013 по 2020 год планируется привлечь в страну 300 тысяч иностранных студентов, в том числе и тех, кто приедет на обучение в языковые школы в Японии. По состоянию на 2016 год количество студентов-иностранцев в Японии увеличилось с 135 519 человек до 239 287 человек. Это, естественно, хороший результат. Но правительство обеспокоено тем, что львиная доля иностранных студентов – это студенты, которые приезжают для того, чтобы выучить японский язык в языковой школе. В 2013 году в учебных заведениях, специализирующихся на преподавании японского языка количество иностранных студентов возросло до 118 400 человек. При этом за тот же период количество иностранных студентов неязыковых специальностей увеличилось всего лишь с 117 801 студентов до 118 тысяч.

Такой небольшой прирост студентов по общим, не языковым специальностям, указывает на необычайную популярность японского языка. Ведь статистика указывает, что именно для того, чтобы выучить японский язык в Японии и приезжают студенты.

Что делать японским университетам для привлечения иностранных студентов?

Фактически рейтинг высших учебных заведений Японии снизился в сравнении с 2013-м годом.

Для того чтобы увеличить число студентов, готовых приехать на обучение в Японии, некоторые университеты начали предлагать обучение в Японии на английском языке, при этом в отдельных случаях предлагается пройти весь срок обучения исключительно на английском языке.

В рамках проекта, проводимого при поддержке Министерства образования Японии, существует предложение о предоставлении возможности пройти определенные курсы на английском языке. Но стоит ли ждать увеличения числа студентов-иностранцев исключительно за счет перехода на английский язык?

Многие считают, что в первую очередь иностранцам необходимо предлагать возможность выучить японский язык в языковой школе в Японии, чтобы овладеть базовыми навыками японского языка. Помимо этого, студентам из других стран должна быть предоставлена возможность трудоустройства на полный рабочий день параллельно с обучением. Это даст возможность финансово поддерживать тех, кто решил приехать на обучение в Японии.

После прохождения определенного этапа обучения и освоения базовыми языковыми навыками, можно предложить обучение в одном из университетов для получения степени бакалавра.

Было бы практичным и удобным для иностранных студентов получить возможность продолжения обучения в других странах мира после того, как они пройдут обучение в Японии, но не смогут выучить японский язык на уровне, достаточном для получения ученой степени именно в Японии. В таком случае студенты были бы уверены, что их время и деньги не будут потрачены зря.