Почему японцы так много говорят о еде?
Иногда в путеводителях пишут что-то вроде «японцы помешаны на еде», не раскрывая при этом масштабов помешательства. А межде тем эта сторона жизни действительно заслуживает отдельного рассказа. И дело даже не в знаменитом разнообразии японской кухни, а в самой роли еды. Казалось бы, пища всего лишь наполняет желудок, но в Японии еда больше, чем вкусно приготовленные продукты. Здесь еда - это культ. Ощущения и впечатления от нее способны наполнить смыслом общение между людьми. Обмен такими впечатлениями очень важен для японцев; я заметил это, только прожив тут долгое время.
![]() |
![]() |
![]() |
Например, телевидение. Мне показалось, что оно почти целиком – про еду. Обилием кулинарных программ нас не удивишь, но тут есть кулинарные телеканалы! Даже получасовая телепередача про путешествие может на 20 минут состоять из рассказа о том, что интересного можно там съесть.
Знаменитые макеты еды в витринах ресторанов и меню с картинками, похоже, сделаны не только для красоты. Без них действительно тяжело разобраться в этом разнообразии.
Ну а главное, что еда бывает центральной темой общения между людьми. После поездки в пригород, который совсем недалеко от Токио, японцы меня спрашивали привез ли я знаменитых тамошних сладостей. Потом я привык к подобным вопросам. Первое, что спрашивают у вернувшегося из путешествия человека: что ты там ел? То есть впечатления от еды им не менее интересны, чем от увиденных пейзажей.
А может, и более: как-то я поделился с коллегами по арубайто о своей поездке на гору Такао. Разумеется, меня сначала спросили, что я там ел. Я ответил, что ничего – я же на гору забирался, я ездил на виды посмотреть и воздухом подышать. Коллега сочувственно похлопал меня по плечу и предложил на будущее подсказать там пару хороших ресторанов. То есть он решил, что я зря съездил!
Теперь я использую эту «слабость» японцев, чтобы завязать общение: после разговоров о погоде можно смело переходить к обсуждению еды. Японец будет только рад поддержать такую беседу.
Рекомендуем






