Центр
Журнал
Обучение
Вопросы
Остались вопросы?
обучение, работа и жизнь в японии
Главная / Статьи / Японский ВУЗ или колледж: куда пойти учиться?

Японский ВУЗ или колледж: куда пойти учиться?

За год, проведенный в Японии, мне довелось встречать людей с самыми разными мотивами, по которым они приехали сюда учиться. Для одних это шанс получить уникальное образование, например, по специальности художника манга или аниме. Для других - возможность пройти стажировку в местных компаниях, попрактиковаться в работе с японцами, чтобы позже со знанием предмета организовывать, например, собственный бизнес или же работать в уже существующих крупных представительствах.

Языковая школа, а что дальше?

Для иностранца первой ступенью образования в Японии является языковая школа: знание японского открывают самые широкие перспективы дальнейшего обучения. При этом выпускников школ поджидает и серьёзная проблема – выбор. Какой колледж выбрать? В какой поступить ВУЗ? Учебных заведений в Японии сотни. Согласитесь, в такие минуты больше всего хочется, чтобы кто-нибудь помог разобраться.

 

В школе Саму проходит презентация колледжей и ВУЗов

 

Как школа "Саму" помогает своим студентам

В одну из пятниц сентября в школе «Саму» не учились, но ажиотаж был знатный: классы заполнены, а на перерывах в коридорах все что-то оживленно и при этом с самыми серьезными лицами обсуждали. Это был день профориентации. Представители колледжей и университетов презентовали свои заведения и курсы обучения, чтобы дать возможность студентам ближе увидеть всю эту кухню, сориентироваться и задать волнующие вопросы.

За неделю до этого учителя попросили нас выбрать два учебных заведения из списка возможных, на презентации которых нам бы хотелось попасть в первую очередь. Я выбрала Колледж туризма и гостиничного дела и Digital Holywood University.

 

Презентация колледжа

И вот, в назначенный день, я вошла в один из классов, где нас уже ждали двое представительных мужчин из Колледжа туризма и гостиничного дела. Вначале преподаватели представились, в очень спокойной манере рассказали о себе и своих должностях: очевидно было, что им не привыкать общаться с иностранными студентами. Нужно оговориться, что профориентация проводится для студентов от среднего уровня и выше, потому что встречи с представителями проходят исключительно на японском (иногда с поддержкой китайского языка), но моего не полного на тот момент года обучения, как ни странно, хватало более чем. Нам рассказали о том, что в колледже можно выучиться на специалистов по обслуживанию путешественников (от сотрудников отелей до персонала аэропорта и стюардов), но также получить знания и навыки для работы в таких интересных сферах как тематические парки и церемонии бракосочетания. Однако уровень владения японским на момент поступления должен быть высоким – как-никак, а такие специализации предполагают в первую очередь высокую культуру общения с клиентом. И даже несмотря на это, иностранцев в колледже с каждым годом все больше. В брошюрах для абитуриентов, которые всем раздали, даже нашлось несколько обращений от русских студентов.

Все преподаватели колледжа – специалисты в своем профиле. Один из пришедших на презентацию, например, в прошлом 16 лет проработал в ресторанном бизнесе. Начав еще во времена старшей школы временным работником в кафе, позже, выучившись, он занимал очень ответственные должности в своей карьере, но азы, как разъяснил, навсегда одни и те же – сделать заведение презентабельными в глазах клиентов. Чтобы испытать это на себе, мы под руководством сенсеев собственноручно принялись складывать тканевые салфетки в различные фигуры (от простейших, до Микки Мауса!), походу слушая элементарные, казалось бы, но очень познавательные правила этикета – не как привыкли, с точки зрения посетителя, а со стороны работников ресторана. Выходило весело! Насколько я плоха в оригами, настолько, вроде бы, должна была быть плоха в складывании непослушных тканевых салфеток, но, как ни удивительно, многое получалось. Очень интересный опыт. Сенсеев все благодарили от души.

 

 

Презентация Digital Holywood University

Презентация университета

Следующим для меня стал Digital Holywood University. И с самого порога класса стало понятно, что у этой презентации будет совсем иной тон: с пультом от водруженного на первую парту проектора нас встречал молодой японец. Никакого интерактива – только эффектная визуализация. Через слайды нам сначала рассказали о структуре курсов, о возможности гибкого выбора специализации. Уже по названию можно судить о том, что основное направление университета – компьютерное искусство: аниме, игры, визуальные эффекты, кино, графический дизайн, программирование, бизнес данной сферы. Вот уж где всему этому учиться – так это в Японии.

На меня большое впечатление произвел один незамысловатый слайд. В центре расположился национальный японский любимец Гандам, а вокруг него разрастающейся паутиной тянулись все прочие сферы обслуживания «героя». Аниме, игры, игры для телефонов, сопутствующие товары, аттракционы… Организм, в разы превышающий размеры своего героя. Целая индустрия – из одного только несуществующего робота! И чтобы стать пилотом такой мехи, думаю, дорога как раз на бизнес-курс Digital Holywood University.

Большое внимание представитель университета уделил курсу визуальных эффектов, продемонстрировав нам самые различные нарезки из современных кино и анимации, как бы в доказательство более чем актуальной потребности в специалистах этого профиля. На несложной модельке бегущего по улице человечка нам даже дали посмотреть за поэтапным процессом создания эффектов. Хватило и коротких ремарок, чтобы понять, что даже полуминутный шуточный ролик требует нешуточных усилий. Это занятие для очень мотивированных художников, которое не уважать невозможно.  

Японский язык – это только начало амбиций!

День профориентации завершился. Вот так, оказалось, в нескольких часах можно прожить достаточно, чтобы вдохновиться на смелые мечты. Некоторые мои одноклассники, задающиеся вопросами выбора будущего учебного заведения, выходили из школы, осознавая, что все это – реальность: теперь-то стало понятно, что все это – реальность. И она находится в их руках. Осязаемое будущее зашло в школу «Саму» вместе с преподавателями колледжей и университетов, легло в сумки брошюрами, где маркерами обведены названия приглянувшихся курсов, чтобы мотивировать всех стараться здесь и сейчас, потому что цель – поступление на специальность своей мечты – стала куда яснее.

.

Взгляд со стороны 

О прошедшем дне профориентации я поговорила с ведущим преподавателем школы «Саму» - Кадоваки-сенсеем. Стоит заметить, что хоть вопросы задавать пришла и я, по окончании короткого интервью сенсей сам засыпал меня вопросами: «А на какие презентации ты ходила?», «Что больше всего понравилось?», «Чем решила заняться после учебы?..». И для меня это только лишнее доказательство того, что школа интересуется студенческой жизнью. Причем не с дежурной внимательностью, когда реагируют только на затруднения и прямые вопросы, но еще и вот так, обмениваясь впечатлениями. Вот уж где с учениками на короткой волне – так это в «Саму».

 

 

Расскажите, как много студентов «Саму» после выпуска поступают дальше, в колледжи и университеты?

Я бы сказал, что подавляющее большинство. В последнее время процентов 90 выпускающихся студентов идут учиться дальше.

Как давно школа стала проводить такие «дни профориентации»?

Мы всегда устраивали специальные консультации для желающих поступить куда бы то ни было после учебы в языковой школе. Но бывало так, что студенты до таких консультаций не доходили, даже приходилось отменять. И мы однажды подумали, что такую тенденцию можно переломить, вовлекая в событие всех: желающих поступить ведь все равно много – им полезно, но заинтересовать хотелось и людей, у которых не было таких долгосрочных планов. И вот, получилось такое событие. Приглашенные колледжи и университеты с новым форматом справились тогда отлично, всем понравились. Решили и в этом году повторить

Получается, проводится такое мероприятие раз в год?

Да, 1 раз в год. Но это только пока. Есть планы приглашать представителей учебных заведений чаще.

А как отбираются колледжи и университеты для участия в такой профориентации? Список на выбор был длинный…

Очень многие колледжи и университеты сами заинтересованы в возможности такого общения с потенциальными абитуриентами, хотят поучаствовать. Но мы выбираем, конечно, потому что хотим, во-первых, разнообразия. Пригласи мы, например, только колледжи анимации, было бы интересно не каждому. Поэтому зовем учебные заведения, которые готовят специалистов в сфере и кулинарии, и бизнеса, и университеты широкого профиля… Чтобы было из чего выбирать студентам. Во-вторых, конечно же, отбираем учебные заведения с хорошей репутацией и широкими возможностями для иностранных абитуриентов.

Какие предпочтения нынче у студентов?

В Японию традиционно едут изучать экономику. Все сильнее интерес к программированию и дизайну. Но в последнее время, конечно же, нельзя не заметить, как именно популярность японской анимации и игр привлекает студентов в специализированные колледжи и университеты.

Это точно: аниме покоряет мир… Что же, большое спасибо: и за беседу, и за саму возможность поучаствовать в подобном мероприятии. Было, действительно, здорово!