Центр
Журнал
Обучение
Вопросы
Остались вопросы?
обучение, работа и жизнь в японии
Главная / Блоги / "Дедовщина" на байто: чего ожидать, когда твой тентё японец / японка

"Дедовщина" на байто: чего ожидать, когда твой тентё японец / японка

Прочитав пост Леры с Окинавы о работе в ресторане, я поняла, что обязательно должна поделиться своей историей. Правда, она не такая позитивная. Я все это уже пережила, и надеюсь, что ничего подобного второй раз испытать не придётся.

 

 

Подработку официанткой в Японии я нашла далеко не сразу, но, можно сказать, легко – мне помогла компания “Global Power”. Они сами договорились о времени собеседования и даже сходили со мной на мэнсэцу в популярный в Токио итальянский ресторан. На тот момент мой разговорный язык, несмотря на успешно сданный 2-кю, был, мягко говоря, не очень – на встрече с тентё я больше молчала или поддакивала, а говорила за меня кореянка-сотрудница “Global Power”. Поскольку это собеседование мало чем отличалось от всех предыдущих (успешно заваленных), то и на этот раз я не испытывала особых надежд. Однако буквально через два часа после собеседования мне позвонили из компании и сказали, что «ресторан дал добро». Так началась моя «карьера» официантки.

По российским меркам ресторан был ну просто крохотный, поначалу я не могла понять, как весь персонал может разместиться на такой маленькой территории и не переругаться. Очевидно, японская выдержка. Несколько дней я носила подносы и убирала тарелки, но, видимо, не слишком восхитила тентё, и меня на полтора месяца загнали на кухню разливать напитки и мыть посуду. За это я им была безмерно благодарна: ведь если допустишь ошибку, разобьешь что-то и т.д., это увидят только «свои», и не придется краснеть перед клиентами. Весь персонал относился ко мне очень хорошо,  всегда помогали и особо не ругали за ошибки. Точнее, почти весь.

Одна девушка постоянно придиралась ко мне, и так вышло, что где-то через месяц ее сделали тентё. Тогда-то работа и превратилась в кошмар. У нас не хватало сотрудников, и я работала за двоих, но она постоянно придиралась, ругала за даже самые мелкие ошибки. Возможно, она так хотела выслужиться перед хозяином нашей сети ресторанов, а, может быть, ей просто не нравилось, что я, как иностранка, была центром внимания. Постепенно нам все же удалось ужиться – из-за нехватки работников я много раз кого-нибудь подменяла, и новая тентё это оценила. Иногда даже хвалила меня перед клиентами. Но характер есть характер и, если было мало посетителей, она опять начинала придираться или поучать.

Через полтора месяца меня выпустили «в холл» (чему я не очень обрадовалась), и я выполняла все, что делали другие официанты, кроме, разве что, кассы. В общей сложности я проработала в ресторане 4 месяца. Увольнялась, потому что очень сильно устала – и физически, и морально. С другой стороны, хотелось найти более подходящую подработку, а когда учишься и работаешь почти без выходных в ресторане, это практически невозможно.

Вспоминая то время, скажу, что этот опыт дал мне очень многое. Я поработала в настоящем японском коллективе, приобрела опыт работы в сфере обслуживания, испытала на себе японскую «дедовщину», улучшила разговорные навыки, стала более собранной в быту.  Сказать, что было тяжело – ничего не сказать, но зато теперь есть, что вспомнить, и, имея этот опыт, я уже могу кое-что советовать приезжим соотечественникам. В свое время у меня не было таких знакомых, которые могли бы помочь советом. Только сейчас я могу оценить, насколько это важно.