Японский колледж: где учатся выпускники школы Only One?
Всегда интересно узнавать, как сложилась жизнь выпускников языковых школ.
- Смогли ли они продолжить обучение?
- Приблизились ли еще на один шаг к своей мечте?
- С какими трудностями столкнулись в первое время?
И, наконец, что «сэмпаи» могут посоветовать тем, кто только задумывается о получении образования в Японии?
В поисках ответов на эти вопросы я отправилась в Japan Electronics College (日本電子専門学校), где учатся сразу два студента-выпускника школы Only One, которые также являются моими хорошими приятелями. Несмотря на занятость, Миша и Никита согласились встретиться и рассказать о том, какая она – жизнь и учеба иностранного студента в японском колледже.
Михаил |
Никита |
Помню, вы очень дружили в школе… Колледж тоже выбирали вместе?
Никита: О том, что мы будем учиться в одном колледже, хоть и на разных факультетах, узнали уже после того, как подали документы. Мой знакомый сказал, что в одном из Токийских колледжей проводится День открытых дверей. Это и был Japan Electronics College, в который я поехал и очень заинтересовался поступлением. Сначала привлек внимание буклет – очень красочный, яркий, простой для понимания. К тому же, работники колледжа мне все подробно объяснили – возникло какое-то доверие к ним. В тот день я прогулялся по учебному корпусу и подумал: «Как здорово здесь все устроено: компьютеры, просторные аудитории…». В общем, решил поступать именно сюда.
Михаил: Примерно за 9 месяцев до выпускного вместе с сенсеями Only One мы ходили на встречу с представителями колледжей и ВУЗов, которая проходила в Фунабаси. Электронный колледж мне понравился, в первую очередь, тем, что требования к поступающим не были неоправданно высокими. И еще, можно было оплатить только первые полгода обучения, а уже потом вносить оплату помесячно. Жизнь в Японии дорогая, поэтому, очень сложно самостоятельно накопить много денег на учебу.
Какие специальности вы выбрали?
Никита: «Компьютерная графика». Нас учат создавать графические изображения для игр, аниме, фильмов…
Михаил: У меня более узкая специализация – «Игровая компьютерная графика».
Вы говорили, что требования для будущих студентов колледжа были не слишком суровыми. Что необходимо для поступления?
Миша: Посещаемость в языковой школе – выше 90%, хотя возможны и исключения из правил.
Никита: Еще, необходим сертификат Нореку Сикэн уровня N1-N2. Но если его нет, можно пройти специальный тест в колледже. Я сдавал этот тест, и мне показалось, что вопросы там примерно уровня N2.
А если тест не сдашь?
Никита: Я как раз и не сдал (смеется). Но для поступления требуется написать сочинение и пройти собеседование. По сочинению я получил высокий балл. На собеседовании мне сказали, что, так как я плохо написал тест, то во время обучения мне нужно будет посещать дополнительные занятия по японскому языку. Честно говоря, я очень этому обрадовался, потому что мой японский еще не позволяет свободно читать текст в учебниках или понимать абсолютно все, что говорит преподаватель – у нас на уроках используется специальная терминология, некоторые слова я никогда раньше не слышал.
Кстати, а художественные способности проверяли? Если я не ошибаюсь, у вас очень много занятий, на которых вы рисуете…
Михаил: Когда я поступал сюда, меня мучил тот же вопрос. Очень переживал, потому что в последний раз рисовал что-то, наверное, в 5-ом классе школы на уроке ИЗО. Но на собеседовании мне сказали: «Если не умеете рисовать - ничего страшного. Вы ведь для того и поступаете, чтобы всему научиться».
Никита: И мне ответили то же самое. Сейчас у нас много уроков по рисованию, лепке, а потому, есть время для того чтобы все освоить.
В классах вы – единственные иностранцы?
Никита: У меня в классе много японцев, но также есть и китайцы, которые, к слову, очень красиво рисуют. Я им завидую!
Михаил: В моем классе 1 кореец, 6 китайцев и остальные – японцы. Со многими удалось подружиться во время спортивных соревнований, которые проходили в Tokyo Dome.
Насколько сложнее учиться в колледже по сравнению с языковой школой? Что непривычно поначалу?
Никита: Учиться в колледже сложнее – это точно. Хотя бы потому, что все преподается на японском языке, а изучаете вы сложные, специализированные темы с особой терминологией. Плюс, в языковой школе все-таки дают базовые знания, и получается, что, поступив в колледж, ты все равно сталкиваешься с какими-то новыми фразами и словами. Особенно это касается разговорной речи.
Михаил: Очень сложно читать тексты в учебниках. Они разработаны для японцев, и никаких поблажек иностранцам в виде подписей иероглифов хираганой не делается. Кстати, даже многие японцы теряются, читая предложения вслух, потому что в книгах много незнакомых, редко употребляемых кандзи. Что уж говорить о нас, иностранцах…
Никита: Честно говоря, после того, как я пару раз оплошал в классе, читая вслух какую-то тему по учебнику, стал переводить тексты дома заранее. Приходится, потому что времени на изучение темы мало, и не хочется тратить его только на работу со словарем.
Учеба в колледже занимает больше времени, чем уроки в Only One?
Никита: Я учусь с 9.20 до 16.40. В языковой школе уроки заканчивались в 12.20. Для меня сейчас разница ощутимая – времени на учебу уходит много.
Михаил: У меня расписание чуть проще – с 9.20 до 15.00. Это основные занятия, но можно еще посещать дополнительные уроки. Конечно же, бесплатно. Вот, Никита ходит на курс японского языка. Есть еще занятия по рисованию, музыке (созданию мелодий в цифровом формате), иллюстрированию, работе в графических редакторах… Также после уроков можно пойти в свободный компьютерный класс и самостоятельно позаниматься, выполнить домашнее задание. Кстати, уроки проходят не только в классе – например, недавно мы ездили в парк Уэно и учились рисовать животных.
Приходится много заниматься помимо основных уроков?
Михаил: Не просто много, а постоянно! Вот, недавно нам задали нарисовать за 1 неделю 20 разных человеческих поз. Конечно, все это делается вне урока, дома.
Никита: Нам часто дают 2-3 недели на реализацию какого-нибудь проекта. Например, нужно нарисовать самурайский меч. И только кажется, что в графическом редакторе это легко сделать – на самом деле, на прорисовку каждой детали уходит огромное количество времени. Разумеется, если ты хочешь, чтобы твоя работа получилась стоящей. А как иначе? Я ведь пришел сюда учиться, а не сдавать все «для галочки».
Михаил: Да, тут существует так называемая «программа-минимум», которую ты выполняешь и получаешь… четверку! Нужен более высокий балл? Значит, требуется поработать творчески, придумать что-нибудь свое. Естественно, все это делается в свободное время.
Прошло не так много времени с момента поступления в колледж, но… вы видите прогресс?
Никита: Конечно! Вот, у Миши с каждым днем рисунки становятся все лучше и лучше. И знаний в области японского языка прибавилось. Хотя это и неудивительно, когда ты слышишь его каждый день в течение 5-6 часов.
С таким плотным графиком получается подрабатывать?
Никита: Я пару раз в неделю работаю преподавателем английского языка в одном из детских центров Иокогамы.
Михаил: Я пока еще не нашел арубайто. Кстати, в Фунабаси с подработкой было намного проще. Помню, что звонил работодателям, и они хвалили мой японский, приглашали на мэнсэцу… В Токио же конкуренция очень высокая. Я откликался на множество вакансий, но кого-то не устраивал уровень моего японского языка, где-то график работы не подходил… Думаю, во время летних каникул всерьез озадачусь поиском арубайто, потому что в Токио цены немного выше, чем в Фунабаси.
А как на счет трудоустройства после окончания учебы в колледже?
Никита: Чем меня в свое время привлек именно этот колледж – так это тем, что здесь оказывают помощь в поиске работы. Вообще, уже в первые дни я заметил, что сенсеи, действительно, работают со студентами и стараются дать им максимум знаний. За каждым классом закреплен преподаватель, а также есть конкретный сотрудник, занимающийся вопросами трудоустройства выпускников. Учителя здесь очень прогрессивные, постоянно «держат руку на пульсе» во всем, что касается новых разработок в сфере компьютерной графики. И получается, что ты говоришь с ними на одном языке.
Михаил: Программа колледжа рассчитана на 2 года. По сути, второй год нашего обучения – это и есть поиск работы. Уже сейчас преподаватели учат нас, как правильно заполнять резюме, писать сочинения для приема на работу… Проводятся и встречи с представителями различных японских компаний. Я пока не знаю, хочется ли мне связать всю свою жизнь с Японией, но был бы не против поработать в какой-нибудь местной компании, отточить навыки, набраться опыта.
Никита, а какие планы у тебя?
Никита: Я тоже думаю о том, что неплохо было бы несколько лет пожить и поработать в Японии, но пока не определился. Кстати, наш колледж организует поездку в США, где у нас запланированы экскурсии по студиям, школам, в которых преподают компьютерную графику. Вполне возможно, что там тоже удастся найти неплохой вариант. Но, как бы ни сложилась жизнь, я считаю, что получить именно японское образование по моей специальности – это отличный старт.
Ребята, желаю вам удачи! Спасибо за интервью!